|
Александр Дугин:
Есть очень емкое греческое слово: "персона". Оно точно соответствует русскому слову "личность". Персона -- это не индивидуум, не наше "эго". Персона (кстати, это термин из греческой трагедии) -- маска. Русское слово "личность" ("личина"), кстати, тоже означало изначально маску скомороха. Личность -- некая обманчивая видимость, за которой скрывается что-то совсем другое. "Персональное" отношение к миру максимально дезиндивидуализированно. Сущности, постоянно меняясь внутренне, выступают в разных ситуациях, по отношению к разным мирам в разных формах. Ничто не фиксировано, ничто не находится в одном строго определенном месте. Мы никогда не можем сказать, что это -- точно тот предмет, за который мы его принимаем. Может быть, через какое-то время он изменит свое назначение. Точно так же, мы не можем уверенно сказать, что всегда имеем дело с одним и тем же человеком. Майринк в романе "Голем" описывает разницу между людьми посвященными (духовными) и обычными (профанами). Он говорит, что обычный человек -- это, как бы, стеклянная трубочка, по которой катится шарик. Если этот шарик, скажем, красный -- человек хороший, желтый -- плохой. Таков профан. А в посвященном человеке катится очень много разных шариков -- то он хороший, то плохой. В таком человеке живет много сущностей, и за одной и той же персоной, за одной и той же маской могут выступать самые разнообразные актеры, целые труппы из самых разных театров. Тематика маски (персоны, личности) является крайне важной для понимания холистского ансамбля, парадигматического языка Традиции. В сакральном круге есть фиксированные точки, которые могут быть рассмотрены как личности. Весь этот комплекс непрерывно вращается. И "личность Севера" может, на самом деле, двигаться к Западу или к Югу. Тогда возникает сложнейшая динамика: Север прибывает на Юг, Юг -- на Север, между ними возникает обмен энергиями, и эта тончайшая, пульсирующая "магма" сакрального космоса создает уникальную, очень жизненную ткань сакрального бытия. Эту метафизику маски (одновременно зловещего и прекрасного значения "маски") чувствует и современная культура. Например, сериал о Фантомасе имеет к этому прямое отношение. Фантомас в современном сознании играет роль "короля мира". Король мира, который находится за пределами человеческой цивилизации, безразличен к интересам людей, обладает новыми технологиями, способен летать, постоянно меняет маски. Его настоящего лица не знает никто. Фантомас для современного человека -- это зловещая фигура сакрального.
21.11.2001 | 15:45
|
|