Новая Башня
Главная
Статьи
Форум, начало
Чат
Знакомства
Обзоры
Музыка
Библиотека
Галерея
Жители
Летопись
Поиск
Ссылки
Каталог






Rambler's Top100


Форум Башни - Основной

Автор: Olgerd
Тема: RE: Истчо


БОНСКАЯ РЕЛИГИЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Одним из первых о бонской религии писал Л. Уоддель, который
дал ей краткую характеристику в своей книге "Тибетский
буддизм или ламаизм" [126 ]*. Уоддель писал, что до VII в.
н.э. тибетцы, не имевшие никакой цивилизации, были
последователями анимизма и диких ритуалов, то есть были
шаманистами, или, по-тибетски, бойцами [126, с. 19]. Те же
самые мысли повторяются в его статье, специально посвященной
бонской религии [125, 333-334]. По мнению Уодделя, тибетский
буддизм есть результат слияния двух религиозных направлений:
местного бона и индийского буддизма. Этот процесс начался в
VII в. н.э., а позднее, примерно в XI-XII вв., начался
процесс выделения из единого религиозного потока буддийских
направлений, школ и сект: выделились кадампа, кагьюпа,
ньингмапа, сакьяпа и другие [126, с. 55].

В 1950 г. немецкий исследователь тибетских религий X. Хофман
опубликовал свой труд "Источники по истории тибетской
религии бон" [90]. В этой работе дана история бонской
религии, в основном по буддийским источникам, а также ее
описание на основе этих данных.

* Здесь и далее первое число в скобках означает номер
источника, приведенного в разделе "Литература" данной
работы.

Хофман полагает, что главными бонскими богами являются Небо
и Земля. Кроме них существует масса самых разных духов:
духов гор, лесов, рек, озер и т.д., а также многочисленные
злые бесы. В бонской религии была и существует до сих пор
жреческая организация, представители которой общаются с
духами, заклинают, пытаясь умилостивить одних, и подавляют
других. Хофман, не отождествляя прямо бон с шаманизмом,
осторожно склоняется к тому, что в своем первоначальном или
древнем виде эта религия была анимистической, что было
свойственно многим первобытным народам. Он считает, что у
бона, исключая из него буддийские элементы, которые стали
вливаться в него, начиная с VII в. н.э., было много общего с
шаманизмом, понимая под последним первобытные религии урало-
алтайских народов [90, с. 197-210]. При этом автор не
допускает мысли о том, что дело, может быть, не в случайных
совпадениях, а в том, что у всех центральноазиатских народов
была одна, общая для них религия.

Говоря об истории бонской религии, автор данного
исследования указывает, ссылаясь на тибетские источники, на
районы, из которых эта религия могла проникнуть в Тибет:
страна Тагзиг (Таджик), под которой он понимает
мусульманские районы, примыкающие к Западному Тибету, тюрко-
монгольская страна Аша (к востоку от Тибета) и страна Шаншун
(Северо-Западный Тибет). В этой последней как раз где-то и
находилась легендарная страна Олмо - родина Шенраба,
основателя бонской веры.

По мнению Хофмана, местонахождение страны Олмо было
установлено проф. Туччи во время его экспедиции в Тибет в
1935 г. Центром этой страны, а следовательно, и бонской веры
оказывается район священного для тибетцев озера Манасаровар
в Западном Тибете. Но в средневековых тибетских источниках
страна Олмо упоминается часто как синоним Ирана. Это
противоречие решается автором просто и безо всяких
затруднений: под Ираном имеется, конечно, в виду
мусульманский мир, который подходил вплотную к Западному
Тибету [90, с. 213 ]. Сделав это остроумное предположение,
автор тем самым создал неразрешимое противоречие, а именно:
какое отношение имеет мусульманский мир к бону, если расцвет
последнего относится к первой половине VII в. н.э., а возник
он по крайней мере за пятьсот лет до этого, если не раньше?

В заключительной части своего исследования автор
рассматривает историю бонской церкви с VII в. до Нового
времени на общем фоне религиозной и политической борьбы в
Тибете [90, с. 210-243]. О предшествующем периоде ничего
определенного не сообщается по причине отсутствия каких бы
то ни было точных данных: письменность в Тибете появляется в
VII в. н.э., и только с этого времени начинаются вестись
хроники и фиксируются события, в том числе и предшествующие,
которые существовали до этого в устном виде.

Остальную часть книги Хофмана, не менее ее половины,
занимают извлечения из тибетских источников, главным образом
буддийских, в которых в той или иной степени содержатся
сведения, касающиеся бонской религии и ее истории. Отрывки
из тибетских оригиналов приводятся по-тибетски с
параллельным их переводом на немецкий язык [90, с. 243-423
].

В 1956 г. вышла в свет популярная книга того же самого
автора "Религии Тибета", в которой бонской религии отводится
значительное место [89, с. 115, 57-75, 76-104].
Принципиально новых данных о боне, сравнительно с
предшествующей книгой, в ней не содержится.

Характеристика бонской религии дается также в работе Р.А.
Стейна "Тибетская цивилизация" [108]. Первое, на что
указывает автор: об истории этой религии нам известно очень
мало, а об особенностях ее трудно сказать что-либо
определенное. Что касается древнейшего периода этой религии,
то тут дело обстоит еще хуже. Можно только утверждать, что
эта религия не была в древнем Тибете единственной и что она
совсем не была примитивной [108, с. 193-194].

Стейн говорит, основываясь на тибетской традиции, что первый
правитель Тибета Някхри (хронология неизвестна, но,
вероятно, около I в. н.э. -
Б.К.) был признан в качестве царя бонскими жрецами разных
племен и областей. Этому царю приписывается покорение страны
Сумпа (Северо-Восточный Тибет), в которой господствовали
бонцы. В эпоху этого царя появляется "религия богов", то
есть то, что мы называем боном. При потомках этого царя были
ophck`xem{ бонские жрецы из Ирана и страны Аша (тюрко-
монгольское государство в районе озера Хухунор), которые
устанавливали "культ богов для живых и подавляли демонов для
умерших" [108, с. 195- 196]. В VII в. н.э. при царе
Сронцзангамбо положение бонцев было весьма прочным, а первое
притеснение бона относится к правлению царя Тисрондэцана
(VIII в.).

Касаясь вопроса о происхождении бона, Стейн пишет, что
существуют две тибетские версии относительно страны Олмо -
родины Шенраба, основателя бонской религии. Согласно одной
из них эта страна находилась в Шаншуне (Северо-Западный
Тибет), а согласно другой - в Иране. При этом Стейн не
обратил внимания на то, что тибетцы говорят о двух Шаншунах,
один из которых действительно находится в Тибете, тогда как
другой, родина Шенраба, - в Иране. Указывая на то, что в
бонской религии можно видеть иранские влияния, то есть
манихейские или гностические, Стейн все же считает, что
Индия дала бону гораздо больше, чем Иран или Гилгит [108. с.
200].

Замечание вполне справедливое, но имеющее отношение, как это
понимает и сам автор, только к бону в его позднем и
современном состоянии.

История рождения и жизни Шенраба, как указывает Стейн,
излагается в бонской сутре "Зермиг", которая является точной
копией биографии Будды Шакьямуни. В бонском варианте
говорится о двух мирах света, белом и красном, которые
вселяются в родителей Шенраба. Согласно другой версии,
Шенраб спускается с неба на землю в виде радуги. Эти легенды
подтверждают свидетельства поздних источников, что бонцы
"любили небо".

Некоторые из космогонических бонских представлений, по
мнению автора, ясно указывают на их иностранное
происхождение. Согласно одной из легенд, в мире, в котором
не было ни формы, ни реальности, появился между бытием и
небытием чудесный, или волшебный, человек, назвавший себя
Сотворенный, Владыка Бытия. В то время не было ни сезонов
года, ни небесных явлений, ни различия между днем и ночью.
Леса росли сами по себе, но не было никаких животных. Боги,
жившие вверху, не обладали могуществом, также и демоны, или
подземные боги. Затем появляются два луча света, белый и
черный, которые превращаются в два горчичных зерна: черное и
белое. Потом появляется черный человек по имени Черный ад.
Он, будучи творцом зла, отделяет день от ночи, посылает гром
и молнии, посылает болезни и демонов на людей, предписывает
всем убивать друг друга. Он - творец раздоров, борьбы и
войны. Он противостоит всему остальному миру и является
воплощением небытия. Вслед за ним появляется белый человек в
окружении света, который называется Владыка, Любящий Бытие.
Он олицетворяет собой добро и дает счастье всему миру.
Согласно другой легенде, царица демонов создала этот мир из
своего тела. Вершина ее головы - это небо, глаза - это
солнце и луна. Когда она их открывает, наступает день, а
когда закрывает, то - ночь, и т.д. В этих легендах, как
onk`c`er Стейн, можно видеть манихейские или гностические
влияния. Что же касается других, в которых, к примеру,
небытие и бытие создают яйцо, а из него, в свою очередь,
возникает мир, то они находят себе вполне ясные параллели в
древних индийских текстах [108, с. 209-210].

Подводя итог нашему обзору сведений о бонской религии в
европейских исследованиях, приходится признать, что на
основе этих сведений трудно сказать о боне чтолибо
определенное. Особенно большое недоумение вызывают
сообщения, со ссылкой на тибетские источники, о двух
предполагаемых родинах бона: по одной версии как будто бы
это будет Северо-Западный Тибет, а по другойИран. Поэтому,
обращаясь к тибетским источникам за получением более
подробных сведений о бонской религии, попытаемся сначала
установить место возникновения этой религии, так как все
наиболее авторитетные тибетские источники единодушны в том,
что бонская вера появилась в какой-то чужеземной стране за
пределами собственно Тибета

19.11.2001 | 19:59



Максу777 [Olgerd -- 19.11.2001 | 19:55 MSK]

RE: Истчо [Olgerd -- 19.11.2001 | 19:59 MSK]

RE: RE: Истчо [max777 -- 20.11.2001 | 2:10 MSK]

ОТВЕТ [max777 -- 20.11.2001 | 2:14 MSK]

RE: ОТВЕТ - ДОПОЛНЕНИЕ (NO COMMEENT) [max777 -- 20.11.2001 | 2:24 MSK]

RE: RE: Шаманское мироустройство бона [Olgerd -- 21.11.2001 | 14:15 MSK]

RE: Максу777 [Runables -- 19.11.2001 | 20:14 MSK]

RE: RE: Ру [Olgerd -- 19.11.2001 | 20:21 MSK]

RE: RE: RE: И то я не уверен [Olgerd -- 19.11.2001 | 20:22 MSK]

RE: RE: RE: RE: И то я не уверен [Runables -- 19.11.2001 | 20:25 MSK]

RE: RE: RE: Ру [Runables -- 19.11.2001 | 20:24 MSK]




Правила!
Горячая сотня
 
Каналы:
Основной
[Архив]
RunaR
(форум по рунам)

Забор
(форум без правил)

[Архив]
Стрелка
(форум для встреч)

[Архив]
 
Показывать:
[дерево]
список
 
Сортировка по сообщениям:
[корневым]
ответам


Найти:
Текст:

Условие:
"И"
"ИЛИ"

Где искать?
Субж
Имя (адрес)
Сообщения



Друзья Башни
Noble House


Горячие 15 сообщений:
1. RE: вопрос [Uran -- 15.10.2006 | 18:9 MSK]
2. RE: вопрос [Фея -- 15.10.2006 | 0:37 MSK]
3. RE: RE: вопрос [Strelok -- 14.10.2006 | 22:42 MSK]
4. RE: вопрос [Strelok -- 14.10.2006 | 22:41 MSK]
5. вопрос [taina -- 14.10.2006 | 20:44 MSK]
6. RE: RE: RE: Как вы были инициированы ? [Граф Владислав Дракула -- 9.10.2006 | 20:18 MSK]
7. RE: Не стало ли с некоторых пор заниматься магией слишком опасным (для общества)? [Sharman -- 9.10.2006 | 17:46 MSK]
8. RE: RE: обсуждение [зеленый -- 8.10.2006 | 15:57 MSK]
9. RE: Пасьянс Медичи [khronos -- 8.10.2006 | 15:42 MSK]
10. RE: RE: насчёт энергии [Sergeyblack -- 8.10.2006 | 14:57 MSK]
11. RE: RE: ) В прошлом было больше магической энергии [Sergeyblack -- 8.10.2006 | 14:44 MSK]
12. RE: обсуждение [Sergeyblack -- 8.10.2006 | 14:34 MSK]
13. RE: RE: В прошлом... [Uran -- 8.10.2006 | 4:23 MSK]
14. RE: ) В прошлом было больше магической энергии [Sherman -- 7.10.2006 | 20:16 MSK]
15. обсуждение [зеленый -- 7.10.2006 | 17:1 MSK]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624

Завхоз: Magistr (c) 2000 - 2001