Новая Башня
Главная
Статьи
Форум, начало
Чат
Знакомства
Обзоры
Музыка
Библиотека
Галерея
Жители
Летопись
Поиск
Ссылки
Каталог






Rambler's Top100


Форум Башни - Основной

Автор: UNISO
Тема: RE: ИМХО, почти правильно... ;) И также продолжение... ;)))

Для начала хочется заметить, что лаконичность формулировки к сожалению далеко не всегда является положительно ее характеризующей, ибо лаконичность вербального выражения способна открыть широкое поле для "интерпретаций сказанного", что может донельзя исказить первоначально вкладывавшийся в формулировку смысл...

Формулировку п.1 "для общего случая" лично я бы выразил следующим образом:
В основу (мировоззрения и т.п.) некоторой личности (группы, сообщества, ...) может ставится либо некоторая система непроверяемых аксиом - тогда это порождает "жесткие" варианты мировоззрения, основанные на вере, либо некоторая совокупность установленных и могущих быть перепроверенными фактов - тогда это может порождить начало познавательного процесса (Знания) и, соответственно, начать формировать "более мягкое и гибкое" мировоззрение на его основе.
С формулировкой п.2 я склонен согласиться.
Под "проверкой" аксиомы (катахреза, ну да ничего...;)) в частности и системы аксиом вообще я подразумеваю возможность их НЕЗАВИСИМОГО от других субъектов и ЛИЧНОГО (на основе личного опыта и рассуждений) порождения (например, в качестве выводов из наблюдений) либо подтверждения проверяющим на основании каких-либо объективных фактов, явно и однозначно связанных с концепцией аксиомы.
Вообще говоря, мне представляется корректным рассмотрение в качестве основы для аксиом лишь таких фактов, которые подпадают под определение "реального" явления (каковым, ИМХО, может считаться явление, существование которого может быть идентично зафиксировано двумя или более независимыми способами или двумя или более независимыми и невзаимодействовавшими между собой наблюдателями), ибо рассмотрение иных, "виртуальных" (включая субъективно-зависимые) явлений, как раз и порождают упомянутую ситуацию "неоднозначного восприятия" (несравнимо разного восприятия одного и того же явления, либо идентичного восприятия разных явлений).
Что же до предположения об "относительности" Веры и Знания (далее, думаю будет следовать предположение об их "идентичности" и различии всего лишь на уровне термина, да?), то здесь, ИМХО, кроме необходимости явно выраженной и максимально подробной сопоставительной характеризации этих систем восприятия мира (что, ИМХО, явно показывает преимущественную субъективность порождения веры и преимущественную объективность порождения Знания, и что в данном обсуждении еще не было сделано, кстати) значимо лишь то, что "стыкует" эти понятия с реальным миром (ибо сопоставлять "виртуальные миры" данных систем, ИМХО, совершенно бессмысленно), а именно - способность того или иного метода взаимодействия с миром позволять субъекту-носителю метода максимально адекватно "подстраиваться" под изменяющийся мир в случае его однозначного доминирования над субъектом или, в ином случае - предоставления эффективной возможности "влиять" на мир и формировать все новые и новые методы такого влияния - то есть в качестве "критерия оценки" эффективности и "полезности" методов я предлагаю использовать не столько их аналитическое сопоставление, сколько в первую очередь их "прикладные характеристики", сиречь способность к повышению выживаемости и увеличению потенциала к изменению мира у субъектов-носителей (причем не только на уровне значимости для всего вида, но и на уровне значимости для отдельной личности) - и в качестве некоей первой попытки такого сопоставлению предлагаю к рассмотрению нижеследующие рассуждения:

Вообщего говоря, если существуют некоторые факты, неизменные достаточно долгое время (сравнительное со средней продолжительностью жизни человека или превосходящее), то их хорошо изученная совокупность впоследствии также может быть использована в качестве системы непроверяемых (за ненадобностью проверки или "всеочевидностью") аксиом - и, соответственно, оказаться веропорождающим механизмом - а вот потом, после того, как какой-либо факт-основа с течением времени ИЗМЕНИТСЯ, может произойти одно из двух: либо просто изменится аксиоматика веры (заменив "ложную" веру на "более истинную"), таким образом просто зафиксировав новое состояние (это самое вероятное событие), либо, если скорость изменения фактов-аксиом окажется достаточно высока (что позволяет на протяжении жизни ОДНОГО человека СРАВНИВАТЬ не однажды старое и новое состояние), то сначала будет выработан упомянутый ранее сравнительный механизм, являющийся первоосновой познавательного процесса, а потом, если динамика изменения мира сохранится (или, в случае крупных катаклизмов или порождающего их же перенаселения и урбанизации даже увеличится), то для цели выживания и сохранения психического равновесия в меняющемся (зачастую непредсказуемо) мире, окажется необходимым сделать одно из следующих действий (упорядоченных по убыванию вероятности их осуществления и возрастанию требуемого для их осуществления интеллектуального потенциала):
а) отказаться от постоянно меняющейся фактологической (называемой также "тварной", "мирской") основы мировоззрения (за которой сложно угнаться) путем генерации ПОЛНОСТЬЮ НЕЗАВИСИМЫХ от мира (абстрактных, идеалистическиих) аксиом и построения на их основе абстрактной веры (принципиально не проверяемой и никак не связанной с реальным миром) - это "де факто" идентично явлению эскапизма, сиречь "бегства от действительности". Данный механизм нередко срабатывает во времена геноцида.
б) упорядочить известные изменившие значения факты, выделить в них ОБЩЕЕ свойство или свойства; обработать таким образом ВСЕ основополагающие для мировоззрения факты; на основе совокупности частично обобщенных свойств мира построить НОВУЮ систему аксиом "более высшего порядка", которая, соответственно, в силу "большего дистанцирования от реальности" окажется намного более долгоживущей и менее подверженной воздействию изменений мира (т.е. возрастет степень ее независимости).
Естественно, полученное знание "высшего порядка" вполне может оказаться основой веры (иллюстрация ко второму вопросу) либо по причине "целенаправленного" и "выборочного" абстрагирования и "тенденциозной интерпретации выводов" при его получении (аналогично действует механизм схоластических споров и идеологических извращений при истолковании движущего личностью стимула или при интерпретации многозначного факта - стоит иметь в виду, что данные методы, ИМХО, не являются корректными при рассматриваемом процессе), либо в силу того, что механизм генерации данных положений легко может оказаться утраченным (например, "за ненадобностью" повторения подобных аналитических изысканий, раз уже результат известен), что заставит рассматривать итоги анализа фактов просто в качестве новых (и "более верных") аксиом - это как раз объясняет одну из возможных причин ситуации, когда одно и то же может служить для одного субъекта источником веры (ибо у него превалирует желание "не напрягаться", то есть обычная лень или пассивность, преобразуемая в высокие термины типа "стабильности основ" и "ясности мира" и нет возможности или желания проверять эти основы), а для другого - началом процесса познания (ибо понять "почему так" он способен и, главное, способен применить данный аналитический механизм к анализу ДРУГИХ явлений). Примером такого двойственного по выражению явления можно привести широкоизвестную "веру в науку" вообще и в "краеугольные основы" наук в частности, которая была довольно широко распространена с конца 19 по середину 20 века (кстати, данная "вера в науку" является одной из основных причин стагнации в развитии самой науки, так как вместо умения мыслить и анализировать прививает пиетет и почтение к авторитетам и ранее созданным теориям, что порождает стремление либо отрицать не вписывающиеся в старое новые факты, либо, если отринуть факт нет возможности - "натягивать фрачную пару на осьминога" и "громоздить эпициклы на эпициклы" в попытке объяснить нечто совершенно новое старыми способами - а все это оказывается возможным преодолевать ТОЛЬКО "отказом от парадигм", ставших аксиомами, по полной аналогии с механизмом п.а)...)
в) Научиться пониманию и, соответственно, предсказанию важных для человека процессов мира путем накопления фактов и изучения механизмов, порождающих его изменения, и, в первую очередь, признаков, могущих заблаговременно информировать о начале какого-либо из этих процессов, дабы иметь возможность "во-время убраться с пути лавины".
Данная версия познавательного процесса несколько сходна с ранее упомянутой фактологической основой мировоззрения, но уже однозначно требует НАМНОГО большего уровня аналитических и сопоставительных способностей, нежели могли бы быть применены в процессе абстрагирования фактологической основы по логике действий п.б), и, кроме того, включает в себя в качестве основы вытекающую из сопоставления всей совокупности накопленных фактов концепцию типа "чем более познаешь - тем шире открываются горизонты еще непознанного", которая, "де факто", практически не дает возможности "остановки в познании", так как декларирует постоянную возможность появления СОВЕРШЕННО НОВОГО явления (факта), каковой придется снова учиться анализировать и исследовать...
Кроме того, ранее полученные факты УСПЕШНОГО понимания до этого непонятных процессов способствуют повышению осознанного уровня собственных возможностей и чувства защищенности знанием (типа "знание - сила"), что постепенно отучает от беспрекословного подчинения авторитетам (любым, от человеческих до "высших сил") ибо потенциально делает человека равным им ("теперь огнем владеют не только боги..."), формирует волевые качества и уверенность в собственных силах - а это все снова оказывается весьма неблагоприятно для "незыблемых вечных истин" (ибо нужда в них и их носителях постепенно отпадает и заменяется уверенностью в том, что "все можно познать самостоятельно"), на которых основывается вера...
г) Научиться осуществлять управляющее воздействие сначала на критичные по отношению к человеку явления мира, ну а далее, постепенно расширяя свою "область деятельности", так и вообще "перехватить управление" событиями в мире (дабы все дальнейшие изменения мира не были разрушительными и "шли в нужном русле") и начать СТРОИТЬ нужный человеку вариант мира, сначала достраивая и перестраивая существующий, а далее, при необходимости - и создавая ранее не существовавшее.
При такой постановке задачи становится полностью невозможным субъективно-зависимое "сохранение основ" (что есть принципиально необходимый элемент веры), ибо довольно частая ситуация когда "этого сделать принципиально, теоретически невозможно" приводила просто к переходу на новую теорию, с точки зрения которой сделать требуемое человеку оказывалось возможно - и, несмотря на ранее установленные теоретические запреты (вытекающие, кстати, из реальных фактов), процесс, в природе ранее не существовавший (или не наблюдавшийся), осуществлялся...
Кроме того, психологическая адаптация в условиях постоянно меняющегося мира (который меняется теперь уже в том числе и под влиянием самого человека) порождает не совместимые с верой навыки "отказа от известного в пользу неизвестного", "перехода на более результативный образ мышления", "ПОЛНОЙ ответственности за результаты и последствия собственных действий" и т.п., характеризующие АКТИВНУЮ жизненную позицию развивающегося самостоятельно человека в отличии от пассивной (или ограниченно активной) жизненной позиции верующего...

Какой конкретно вариант действий будет выбран (личностью, группой, социумом) зависит также и от возможности ПЕРЕДАЧИ полученных фактов и знаний от одного человека другому - и тут, благодаря действию субъективных факторов, возникает еще одна ВЕСКАЯ причина для ЛИЧНОЙ перепроверки таким образом полученного, ибо в процессе такого взаимообмена информацией формируются выводы типа "вести из дальних стран редко бывают верными", "человеку свойственно ошибаться" и т.п., которые только все более и более усиливают значимость СОМНЕНИЯ при получении и анализе информации, того самого сомнения, которое совершенно неприемлемо в ситуации веры, ибо благодаря ему (а сомнение ведь может быть направлено в ЛЮБУЮ сторону) могут оказаться "поколеблены основы веры"...

Как легко видеть (ИМХО ;))), из приведенных рассуждений достаточно явно вытекает вывод о том, что "необходимость в вере основана на недостатке знания или нежелании (неумении) его получать самостоятельно", т.е. вера характеризует верующего лишь как несамостоятельную и слабую личность, продвинувшуюся весьма недалеко в личном развитии образовательного, интеллектуального или волевого потенциалов...
И, соответственно получается, при выборе ЧТО ИМЕННО строить на основе некоей системы понятий (аксиом либо приводимым к аксиомам фактов) действуют (и сильно значимы) в том числе и чисто субъективные факторы - то есть на одной и той же основе может оказаться построена как вера, так и познавательный процесс...

Хотелось бы мне верить ;))) что я более-менее "нормально" ответил на заданные вопросы и высказал достаточно полные ;)) комментарии...

С уважением, UNISO

P.S. Прощу прощения за некоторую сумбурность изложения, ибо несколько тороплюсь, но считаю целесообразным все же высказаться сейчас, ибо когда предоставится вторая такая возможность пока неизвестно, а задерживать с ответом на недельку-другую не хотелось бы...

28.5.2002 | 11:51



И у меня несколько вопросов к UNISO :) [Айканаро -- 23.5.2002 | 18:46 MSK]

RE: А контекст вопросов... [UNISO -- 23.5.2002 | 19:56 MSK]

RE: Спасибо... [Айканаро -- 24.5.2002 | 12:36 MSK]

RE: RE: Пожалуйста... ;))) [UNISO -- 24.5.2002 | 19:9 MSK]

Правильно ли я понял? + Продолжение. [Айканаро -- 27.5.2002 | 12:55 MSK]

RE: ИМХО, почти правильно... ;) И также продолжение... ;))) [UNISO -- 28.5.2002 | 11:51 MSK]




Правила!
Горячая сотня
 
Каналы:
Основной
[Архив]
RunaR
(форум по рунам)

Забор
(форум без правил)

[Архив]
Стрелка
(форум для встреч)

[Архив]
 
Показывать:
[дерево]
список
 
Сортировка по сообщениям:
[корневым]
ответам


Найти:
Текст:

Условие:
"И"
"ИЛИ"

Где искать?
Субж
Имя (адрес)
Сообщения



Друзья Башни
Noble House


Горячие 15 сообщений:
1. RE: вопрос [Uran -- 15.10.2006 | 18:9 MSK]
2. RE: вопрос [Фея -- 15.10.2006 | 0:37 MSK]
3. RE: RE: вопрос [Strelok -- 14.10.2006 | 22:42 MSK]
4. RE: вопрос [Strelok -- 14.10.2006 | 22:41 MSK]
5. вопрос [taina -- 14.10.2006 | 20:44 MSK]
6. RE: RE: RE: Как вы были инициированы ? [Граф Владислав Дракула -- 9.10.2006 | 20:18 MSK]
7. RE: Не стало ли с некоторых пор заниматься магией слишком опасным (для общества)? [Sharman -- 9.10.2006 | 17:46 MSK]
8. RE: RE: обсуждение [зеленый -- 8.10.2006 | 15:57 MSK]
9. RE: Пасьянс Медичи [khronos -- 8.10.2006 | 15:42 MSK]
10. RE: RE: насчёт энергии [Sergeyblack -- 8.10.2006 | 14:57 MSK]
11. RE: RE: ) В прошлом было больше магической энергии [Sergeyblack -- 8.10.2006 | 14:44 MSK]
12. RE: обсуждение [Sergeyblack -- 8.10.2006 | 14:34 MSK]
13. RE: RE: В прошлом... [Uran -- 8.10.2006 | 4:23 MSK]
14. RE: ) В прошлом было больше магической энергии [Sherman -- 7.10.2006 | 20:16 MSK]
15. обсуждение [зеленый -- 7.10.2006 | 17:1 MSK]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624

Завхоз: Magistr (c) 2000 - 2001