Новая Башня
Главная
Новые статьи
Форум
Чат
Знакомства
Обзоры
Музыка
Библиотека
Галерея
Жители
Летопись
Поиск
Ссылки
Каталог






Rambler's Top100


Фотоматериалы

Обсудить статью

Рукоделие и Магия

(часть первая)



I. Завязка


Не секрет, что окружающий мир богат магическими артефактами весьма разнообразными как по внешнему виду, так и по оказываемому эффекту. Порой можно наткнуться на внушающий уважение предмет в самом неожиданном месте. Однажды внимание автора данной статьи привлекла скромная тканая картина без опознавательных знаков, висящая в неприметном уголке окружного музея. Просто притянула к себе, и, как оказалось, совсем не зря. Подчас не перестаешь удивляться, сколь сильны могут оказаться творения обычных рукодельниц.
В данной статье будет предпринята попытка рассмотреть увиденное явление с помощью математических и графических средств, постараться увидеть тонкую грань между несовместимыми на первый взгляд вещами.

Gobelen, native
Рисунок 1. Оригинальное изображение тканой картины.


II. Исторический экскурс


Тканые картины - часть древнего искусства, известного многим народам и способного простым языком символов выразить самые разнообразные идеи. В современной европейской культуре расцвет тканых картин приходится на XVI-XVII века. Так называемые "шпалеры", созданные по технологии безворсового коврового плетения быстро завоевали всеобщую популярность. Особую известность получили тканые картины, изготовленные на шпалерных мануфактурах, принадлежавших семейству Гобелен (Париж, XVII век). Что и обусловило появление общеизвестного на настоящее время одноименного термина. Вполне возможно, что настоящая древняя технология ручного узорного ткачества утеряна в веках, однако до сих пор изготовление гобелена это штучный и достаточно трудоемкий процесс, занимающий от нескольких месяцев до нескольких лет даже в руках у опытных мастеров своего дела.


III. Тканая картина в деталях


Собственно сюжетная композиция увиденной картины довольно проста (Рисунок 1). Два основных элемента, которые для простоты будут именоваться "пьедестал" и "сердечко", на фоне заливки узорной текстурой. Примечательно, что оба предмета, также как и фон, выполнены в виде переплетения веточек цветов, светлых в левой части и с четко очерченной тенью справа.
Сама картина плоская и заметных шероховатостей не содержит, однако изображение, несомненно, объемное. Эффект перехода от двумерной плоскости к трехмерному пространству становится четко заметен стоит только немного расфокусировать зрение (Рисунок 2).
Gobelen, effect1
Рисунок 2. Эффект расфокусировки зрения.


Псевдо-трехмерные полиграфические картинки сейчас известны, наверное, каждому и традиционно основаны на использовании трех визуальных компонентов: 1) заполнение всего пространства четко продуманным значащим фоном; 2) игра света и тени; 3) подбором тонких малозаметных на первый взгляд элементов. Не ясно насколько об этом были осведомлены древние первооткрыватели тканых картин, но технику они разработали просто великолепную. Итак, по порядку.


1) Гобелен, в отличие, скажем, от вышивки, не имеет пассивного фона, на который наносится рисунок. Гобелены ткут. И фон ткут наравне с изображением, как правило, в едином техническом исполнении. Это предоставляет богатые возможности к передаче подтекста. В нашем случае, все пространство рассматриваемого гобелена покрыто тонким узором. Такой стиль плетения называется мильфлер (франц.). На серии картинок с математическим повышением четкости фонового изображения это отлично видно (Рисунок 3).

Gobelen, effect2  Gobelen, effect2
Рисунок 3. Серия изображений с повышением четкости фона (слева направо).


2) Игра света и тени достигается за счет шероховатого плетения. Однако шероховатого не на ощупь, а "на цвет". В момент плетения смешиваются и причудливо скручиваются нити различного цвета, что обеспечивало плавное наложение тени на рисунок (эффект штриховки). Детекция границ перехода освещенности четко указывает на наличие тени-"перевертыша" у пьедестала и слабой контурной окантовки сердечка (Рисунок 4). Gobelen, effect3
Рисунок 4. Детекция границ перехода освещенности.
        


Gobelen, effect4
Рисунок 5. Проявление непрерывных цветовых линий.
3) И, наконец, невидимые линии. Невидимые, безусловно, только при беглом осмотре. Прорисовка длинных непрерывных цветовых линий с обращением в фон коротких цветовых участков приводит к впечатляющему результату (Рисунок 5). На "первый взгляд" в исходной картине всего этого просто нет.
        



Еще один прием из арсенала плетения - мозаичная структура. Если повысить четкость цветопередачи, будет заметно, что с одной стороны картина целостная, с другой, состоит из отдельных квадратиков, плавно переходящих один в другой (Рисунок 6). Невероятно, сколько же труда было вложено в это простое изображение его создателем.


Gobelen, effect5
  Gobelen, effect5
Gobelen, effect5
Gobelen, effect5
Рисунок 6. Изображение повышенной цветовой контрастности (слева) и увеличенные фрагменты (справа).


IV. Тканая картина как она есть


Теперь осталась самая малость - просуммировать вместе обсужденные выше эффекты и наложить их на изображение. Полученная графическая модель тканой картины (Рисунок 7) правильно описывает впечатления автора статьи, испытанные в момент просмотра оригинала. Четкий градиент по всем параметрам создает ощущение изменения (стрелки), плавного по началу, и с резким изломом на границе объектов (синяя линия).
Если лепестки цветов на картине тронет ветер, то дуть он будет именно в ту сторону. Омоет поток воды, и путь его пройдет там же. Даже мысль норовит угодить в эту замысловатую ловушку.
Gobelen, effect6
Рисунок 7. Наложение графических эффектов на исходное изображение.


V. Кое-что о магии


Вглядываясь в оригинал картины, висящей на стене музея, удавалось четко воспроизводить эффект проникновения, как будто сама ткань реальности в этом месте начинает течь, плавиться и медленно растягиваться. Появляющийся проем заполняется (или вытесняется) чем-то белесо-серым, по личным ощущениям немного противным, вплоть до появления легкой тошноты. Туда, в это серое, можно пройти и даже продвинуться в плотных языках тумана, чтобы через время вновь увидеть себя стоящим перед картиной. И все повторить вновь. Оказывается есть что-то завораживающее даже в противной серой липкости. Необычное сочетание манящего чужеродного.

Just nothing
Рисунок без номера. Личные впечатления.


VI. Вместо послесловия


А теперь, в нескольких предложениях, нужно не забыть сказать самое главное. Для чего предназначена эта картина? Не знаю. Вот если бы повесить ее в другое место, туда, где граница, разделяющая слои реальности и так тонка... Или если найти парный гобелен... Возможно, кое-что кроется в разгадке символов, в том, что именно обозначено незатейливым "пьедесталом" и "сердечком". Однако здесь автор не будет спешить навязывать свою точку зрения и с интересом выслушает мнение читателя, тем более что, в общем-то, все итак уже было сказано.
Удивительно то, что старая магия никуда не исчезла, все рядом и все работает. Изменился язык общения и уровень понимания. Кому-то достаточно одного взгляда на картину, чтобы осознать увиденное, и ничего более не потребуется. Другим же (к коим относится и автор этой статьи) непременно необходимо обдумывание и анализ. А удивительно то, что анализ этот работает, пусть не всегда исчерпывающе точно и быстро. Конечно же, в данном случае из соображений компактности изложения нами были рассмотрены только основные графические элементы, исключая множество немаловажных деталей. Однако для выражения основной идеи и этого оказалось вполне достаточно.
И на последок, не проходите мимо тканых, вышитых или вязаных изделий. Кто знает, что еще может быть вложено в скромных и неприметных творениях рукодельниц. Один гобелен может привнести в окружающую атмосферу такой эффект, какой окажется не под силу и десятку репродукций. Не верите?


Автор: valenti -- 5.9.2001 | 14:42 (MSK)


Завхоз: Magistr (c) 2000 - 2001



Боевая магия
Будь здоров
Восточная магия
Карма
Медитации
Ментал
Наговоры и заклятья
Отчёты
Практическая магия
Природная магия
Руническая магия
Случайные совпадения
Сновидения
Творчество
Философия
Фотоматериалы
Эксперимент