Новая Башня
Главная
Новые статьи
Форум
Чат
Персональный гороскоп
Гороскоп совместимости
Знакомства
Обзоры
Музыка
Библиотека
Галерея
Жители
Летопись
Поиск
Баннерная сеть
Афиша
Ссылки
Каталог






Rambler's Top100


Случайные совпадения

Обсудить статью

"ДЭ" как оно есть.


История возникновения и развития категории китайского антропокосмоса "Дэ".


В 11-10 веке до н.э. в Китае правил император династии Шан (Инь) - Синь. В то время семья Чжоу была лишена своей позиции удельных князей, а глава рода Вэнь-ван (это прозвище было данное ему в последствии) был заключен в тюрьму. Синь был достаточно жестоким правителем, в частности, он на глазах Вэнь-вана убил его отца, и заставил Вэнь-вана съесть суп из мяса старшего сына Вэнь-вана. После нескольких лет заключения, Вэнь-ван был признан почтительным вассалом, и отправлен в качестве удельного князя в свои владения. В то время земли династии Чжоу располагались на западных границах Китая. Вэнь-ван подчинился приказу Синя, и до конца своих дней тешился надеждой об отмщении Синю, и свержении династии Шан и воцарении Чжоу.
Вэнь-ван некоторое время выжидал, а потом начал войну против Шанцев. В 1027 (1057) году до н.э., сын Вэнь-вана У-ван сокрушил окончательно войска шанцев, а заодно прихватил и несколько соседних государств. Правление династии Чжоу продолжалось ещё в течении 800 лет.

Собственно говоря, "И-цзин" переводится как "Канон Перемен", это потому, что эта книга была принята конфуцианцами как один из пяти канонических трактатов, обязательных к изучению любым просвещенным китайцем того времени. Но до принятия в ряд Канонов, И-цзин носил (и по сей день носит) название "Чжоу-И", что переводится как "Чжоусские Перемены" (то есть "книга Перемены относящаяся к династии Чжоу").
Собственно что связывает И-цзин и Чжоу?
Дело в том, что канонический порядок гексаграмм, который неизменен уже более 3000 лет был основан Вэнь-ваном (императором, о котором шла речь выше). Считается, что в последствии технология и идеология интерпретации гексаграмм была озвучена философами, и вложена в афоризмы к гексаграммам, и в конечном итоге конфуцианцы придали трактату канонический статус, и с 5-го века до н.э. в И-цзин практически не изменился ни один иероглиф.

Но собственно речь сейчас не об И-цзин.
Во время заточения в шанской тюрьме, Вэнь-ван получил некоторое откровение, результатом которого и явилась его уверенность, что династия Чжоу воцарится в Китае, и что следует свергнуть Шан.
Это откровение выразилось в том, что Вэнь-ван заявил, что обрёл "Мандат Небес" на правление в Поднебесной, что Боги излили на него Благодать, которая выразилась в некоей категории "Дэ", что император Синь окончательно истощил Дэ своей династии , и от этого династия Шан Мандат Небес утеряла.
Собственно говоря, все вышеперечисленные причины явились основанием для развязывания войны между Чжоу и Шан за правление в Китае. Совершенно очевидно, что ни для шанцев, ни для каких бы то ни было мыслителей того времени понятие Дэ было не знакомо. Но поскольку обретение Дэ Вэнь-ваном, и истончение Дэ Синем явилось основанием столь резких перемен, то эта ситуация требовала некоторого объяснения, объяснения требовала и краеугольный камень всего конфликта - категория Дэ.
Войны ведутся войсками и оружием, но они заканчиваются. После окончательной победы, в ход идёт уже не оружие а политика, интриги, переговоры. У-вану (сыну Вэнь-вана, окончательно покорившему Шан) пришлось как ни кому другому объяснять причины его правления и доказывать его право на управление Поднебесной.
Собственно объяснения и доказывания не ушли далее всё той же Дэ, снизащедшей на род Чжоу в лице Вэнь-вана. Для разъяснения массам и правителям соседних государств всей силы Дэ и справедливости сложившейся ситуации, при дворе Чжоу был собран огромный контингент всякого рода мудрецов, в задачи которых входило изучение Дэ, и правильная аргументация всего произошедшего. Результатом этой беспрецедентной PR-компании явилась масса трактатов, объясняющих Дэ (впрочем, так толком ничего и не объяснивших).
Тем не менее, сам факт, что некое удельное княжество при обладая Дэ способно сокрушить империю, и воцариться в империи ещё большей, имел большой резонанс, и на протяжении многих последующих столетий учение о категории Дэ продолжало развиваться.
В итоге всех поисков Дэ, китайские мыслители научились находить Дэ не только в членах императорской династии, но и в других людях, и даже во многих предметах, что привело их к выводу о наличии Дэ во всех вещах, и к мнению, что Дэ обладает каждая вещь и каждая при этом своим собственным Дэ.

( … собственно говоря, история Дэ - это пример развития многих понятий Китайского космоса … так же возникло и развилось представление о пневме-Ци , к примеру … )

В 7-6 веке до н.э. Лао Цзы пишет известный трактат "Дао Дэ цзин" ("книга о Дао и Дэ" или "книга о Пути воспитания [внутреннего культивирования] потенции Дэ"), сам факт написания является отзвуками той самой пиар-компании Чжоусцев, и подогретого ею интереса к Дэ.
В 5-3 векх до н.э Дэ преобразуется в некий марально-этический свод потенций, которые конфуцианцы рассматривают уже в основе ритуалистики своей, и учении о добродетелях. То есть, категория Дэ уже изучена настолько, что подвергается дроблению.
В 1-ом веке до н.э. Ян Сюн пишет трактат "объяснение чертежа Великого Предела", в котором впервые появляется понятие "У-цзы" (Беспредельное), выставив Беспредельное за грань Великого Предела, то есть, ограничив тем самым Великий Предел со стороны непознаваемой.

( … на мой скромный взгляд, это было непростительной дикостью, поскольку превратило китайский Космос в некую матрёшку, и возник таким образом "комплекс недоучки" … что-то вроде следующего утверждения … наш мир создали инопланетяне, а их создали ещё более старые инопланетяне, а тех тоже создали инопланетяне, которые были до них … и т.д. … при том что ни старые ни новые инопланетяне по сути друг от друга не отличаются … )

Как бы там ни было, но постепенно философская доктрина Китая обрастала понятиями.
В 4-5-ом веке (уже нашей эры) возник Даосизм, как обособленное течение.
При этом, даосы включили в своё учение и У-цзи (что теоретически превратило их концепцию в течение имеющее глубокие исторические корни), и как известно, "Дао Дэ цзин" стал одним из основных трудов даосизма (что отодвинуло корни даосизма ещё на 400 лет в глубь эпох).

( … хотя, если честно, то вряд ли Лао Цзы думал что его трактат о Дэ через 1000 лет станет знаменем тех, кто помешался на Дао … )

Вероятно следует ещё отметить, что к моменту укрепления позиций даосизма, верховным божеством (или верховным первопредком) у них был Хуан-Ди (третий из трёх первопредков, культурных героев), а в части шаманских практик - Шэнь-Нун (второй из трёх первопредков).

( … первый первопредок - Фу-Си занят ицзинистами … :)))) … как изобретатель Ба Гуа - триграмм … )

В 8-10 веках даосы полностью перекроили существовавший тогда пантеон традиционных китайских божеств, вплоть до разделения мифических функций Хуан-Ди между двумя новоявленными богами, а место самого Хуан-Ди занял Юй-ди, который вытеснил и Шэнь-Нуна.
Даосизм, изначально основываясь на наиболее продвинутых философских концепциях Китая, не выдержал идеологического соперничества с Буддизмом и Конфуцианством, и оставив им всю философию, свёлся в итоге к разного рода изгнанию демонов, взаимодействию с Природой, шаманской практике.
Пантеон даоских божеств насчитывал к тому моменту тысячи разного рода бессмертных, и порядка 30 тысяч духов человеческих.
Категория Дэ осталась в ведении Конфуцианцев как некий марально-этический движетель.

/////////////////////////////

*** ПРИМЕЧАНИЕ ***
за достоверность изложенных фактов, автор ответственности не несёт .... :)))



Автор: Runables -- 2.10.2002 | 15:21 (MSK)


Завхоз: Magistr (c) 2000 - 2001



Боевая магия
Будь здоров
Восточная магия
Карма
Медитации
Ментал
Наговоры и заклятья
Отчёты
Практическая магия
Природная магия
Руническая магия
Случайные совпадения
Сновидения
Творчество
Философия
Фотоматериалы
Эксперимент