Новая Башня
Главная
Новые статьи
Форум
Чат
Персональный гороскоп
Гороскоп совместимости
Знакомства
Обзоры
Музыка
Библиотека
Галерея
Жители
Летопись
Поиск
Баннерная сеть
Афиша
Ссылки
Каталог






Rambler's Top100


Восточная магия

Обсудить статью

Практические рекомендации по гаданию по Книге Перемен

 

Этапы гадания.

Можно выделить несколько основных этапов на которые делится весь процесс гадания И-цзин.

… формирование вопроса

… задавание вопроса

… формирование гексаграммы в качестве ответа

… интерпретация полученного результата

 

 

Формирование вопроса.

 

Первый этап заключается в постановке вопроса на который предстоит получить ответ.

Принято задавать такие вопросы, на которые человек имеет несколько вариантов ответов, но не может определиться, какой из них наиболее правильный. По сути И-цзин - "средство разрешения сомнений", а посему желательно что бы перед формированием вопроса всё же сомнения наличествовали, то есть, имелось несколько гипотетических вариантов разворачивания событий, относительно которых производится гадание.

Опытный гадатель может задать любой вопрос и получить на него ответ без всяких ограничений, но если гадающий не искушен в тонкостях задавания "правильных" вопросов, то лучше придерживаться рекомендаций данных выше.

 

Вот примеры возможных вопросов:

Как разовьются события? (в известных обстоятельствах)

Как себя чувствует больной?

Где находится вещь? (в ограниченном пространстве)

Чем руководствовался человек в принятии решений? (для прояснения ситуации)

Как необходимо воздействовать на человека что бы добиться от него определённой реакции?

 

Следует сделать акцент на том, что И-цзин чаще в ответах описывает некую ситуацию, это нужно учитывать при задавании вопроса, и подразумевать, что кроме прямого указания, может выпасть некая аналогия с описанной ситуацией, и действия следует предпринимать по аналогии с описанными.

 

Например был поставлен вопрос "как поступить?" , в качестве ответа выпала гексаграмма 53 Течение с молодеющей пятой чертой афоризм к которой звучит "Лебедь приближается к холму. Женщина три года не беременеет. В конце концов ничто ее не одолеет. Счастье.".

В данном случае в качестве ответа дана ситуация, суть её в следующем. Лебедь на суше является уязвимым, поскольку плохо и медленно передвигается, но есть место, где он в относительной безопасности - это холм. Сидя на вершине холма, лебедь сможет вовремя заметить приближение хищника или недруга, и вовремя предпринять необходимые действия. И хотя сидение на холме не сулит никакой деятельности, но в конечном итоге это самое безопасное место, от того и "Счастье".

Таким образом гадающему даётся совет поступить сообразно данному поведению лебедя, и при всей невыгодности ситуации занять самое безопасное место.

 

Подытоживая, повторюсь, что ставя вопрос перед И-цзин, следует подразумевать, что ответ может представлять из себя как прямое указание, так и совет по образу действий, кроме того, желательно представлять себе несколько вариантов ответов, что бы наиболее эффективно сопоставить ответ с каким-то из вариантов.

 

Если же используется какая-то специфическая техника интерпретаций, то при постановке вопроса следует учитывать и особенности того как будет интерпретирован ответ оракула, но это уже для "продвинутых пользователей".

 

Формирование гексаграммы.

 

После того как вопрос сформирован, его следует задать оракулу. Пожалуй, это самая сложная часть всего процесса, а потому я не стану её касаться, и оставлю на откуп гадающим.

 

Когда же вопрос задан, то ответ от оракула приходит в виде гексаграммы, которую и следует сформировать на данном этапе. Существует много способов получения гексаграмм, все их можно разделить на две большие группы: получение гексаграмм различными методами при наблюдении окружающей обстановки, и получение гексаграмм с помощью некоторого, предназначенного для этого инструментария.

 

В современной действительности более распространён инструментальный способ, при этом чаще всего используются счётные предметы или монеты. К счётным предметам относятся такой традиционный инструмент как стебли тысячелистника, но процесс пересчёта стеблей часто кажется затянутым и не используется начинающими гадателями. Потому остановлюсь на описании способа получения гексаграмм с помощью монет.

 

Прежде всего, следует знать, что гексаграмма состоит из шести мест под черты , которые называются "Яо", в процессе гадания, уровни Яо постепенно заполняются полученными чертами, в итоге получается комбинация из шести черт. Заполнение гексаграммы происходит от нижнего Яо к верхнему, то есть сначала получается первая черта (занимающая нижнюю позицию), и в конце шестая черта (занимающая верхнюю позицию в гексаграмме).

Любой уровень Яо может быть занят чертой одного из четырёх видов, которые подразделяются на:

Молодой Ян - это Ян не склонный к изменению, изображается как сплошная линия, имеет числовое соответствие "7".

Молодая Инь - это Инь не склонная к изменению, изображается как прерванная в середине линия, имеет чистовое соответствие "8".
(молодые черты формируют гексаграмму, но не указывают на производимое действие, потому в конечном итоге не рассматриваются афоризмы привязанные к Яо занятыми молодыми чертами)

Старый Ян - это Ян склонный к изменению, изображается как линия в середине которой кружок (будто бы сплошная линия раздувается и лопается посередине превращаясь таким образом в прерванную), имеет числовое соответствие "9".

Старая Инь - это Инь склонная к изменению, изображается как прерванная линия на внутренних концах которой стрелки направленные друг к другу (будто бы линия две части линии стремятся объединиться в целую), имеет числовое соответствие "6".
(старые черты как янские или иньские участвуют в формировании гексаграммы, и как склонные к изменчивости указывают на производимое действие, именно афоризмы к Яо занятым старыми чертами считаются результатом гадания)

 

И так, вернёмся к формированию гексаграммы с помощью монет.

Гадающему предстоит получить шесть черт и расположить их снизу вверх. Для этого необходимо минимум три монеты одинакового достоинства. Одна сторона монет сопоставляется с "3", а вторая с "2", например "орёл" - "2", а "решка" - "3".

Три монеты следует подбросить, или перетасовать иным способом, в конечном итоге каждая монета ложатся одной из сторон вверх, числа соответствующие верхним сторонам монет суммируются, в итоге получается одно из чисел, 6, 7, 8 или 9. Эти числа соответствуют числовым соответствиям черт, таким образом и определяются черты.

Например, монеты легли следующим образом - "орёл", "решка", "решка", что составляет 2+3+3=8, что соответствует "молодой Инь".

Последовательным шестикратным подбрасыванием монет и подсчётом сумм выпавших сторон определяются все шесть черт.

 

Немного о механизме «молодения» гексаграмм.

Изначально все полученные черты рассматриваются по признаку Ян-Инь, то есть сначала получается гексаграмма полностью состоящая из молодых черт эта гексаграмма и объявляется «старой гексаграммой». После этого, все черты которые при получении выпали старыми, переводят в противоположные. Например, если на третей позиции выпала «старая Инь» то она переводится в «молодой Ян». Так в конечном итоге образуется «молодая гексаграмма». Считается, что ответом на вопрос гадающего выпадает гексаграмма которая символизирует некоторое состояние, и направление развития ситуации, которое указывается посредством старых черт. Таким образом, мы имеем два состояния, которые зафиксированы в старой и молодой гексаграммах, это начальное (нынешнее) состояние и конечное (предполагаемое, определяемое динамикой развития ситуации).

 

Например, в результате гадания выпали следующие числа: 9, 8, 7, 7, 8, 8.

При этом старая гексаграмма будет выглядеть следующим образом (расположение черт снизу вверх) – Ян, Инь, Ян, Ян, Инь, Инь.

А молодая – Инь, Инь, Ян, Ян, Инь, Инь.

То есть, первая черта выпала как старая, именно она и ответственна за динамику развития, и молодение гексаграммы.

 

Можно лишь добавить, что в процессе получения гексаграммы может возникнуть ситуация когда все черты выпадут старыми (меняющимися), фактически, это равноценно неудачному сеансу гадания, поскольку это означает слишком большую динамику, и можно с уверенностью сказать, что правильно интерпретировать такое трудно даже опытному гадателю. А с традиционной точки зрения большое количество старых черт в полученной гексаграмме – нонсенс.

 

 

Интерпретация ответа.

 

Существует много способов интерпретации полученных гексаграмм, но я остановлюсь только на одном из них - самом распространённом.

Чтение привязанных к чертам и гексаграммам афоризмов - это самый распространенный и простой способ.

Книга Перемен содержит 64 афоризма к гексаграммам и 384 афоризма к чертам этих 64-ох гексаграмм (по шесть на каждую гексаграмму).

 

Здесь следует немного объяснить устройство основной части Канона Перемен.

Существует 64 главы, каждая из которых соответствует гексаграмме, и включает в себя афоризмы к самой гексаграмме и к каждой черте в ней (при этом я не учитываю комментарии, которые впрочем не часто встретишь в русских переводах). Каждая глава состоит из знака самой гексаграммы, названия гексаграммы, афоризма к гексаграмме в целом и шести подразделов каждый из которых посвящен отдельной черте, и содержит афоризм привязанный к данному уровню Яо, а так же рекомендации и мантические формулировки, указывающие на благоприятность или опасность складывающейся ситуации. Эти подразделы учитываются если уровень Яо занят старой чертой.

 

И так, получив старую гексаграмму следует найти главу с ней сопоставленную. Порядок гексаграмм в И-цзин имеет канонический характер, потому не меняется на протяжении уже более двух тысяч лет, а от того гексаграммы давно уже приобрели порядковые номера, что несомненно упрощает поиск в тексте привязанных к ним афоризмов. Это можно сделать пользуясь таблицей приведённой ниже.

 

Верхние триграммы Нижние
триграммы
2 23 8 20 16 35 45 12
15 52 39 53 62 56 31 33
7 4 29 59 40 64 47 6
46 18 48 57 32 50 28 44
24 27 3 42 51 21 17 25
36 22 63 37 55 30 49 13
19 41 60 61 54 38 58 10
11 26 5 9 34 14 43 1

 

 Например, старая гексаграмма полученная как - Ян, Инь, Ян, Ян, Инь, Инь (пример описанный в предыдущем разделе), будет найдена под номером 55. А молодая гексаграмма - Инь, Инь, Ян, Ян, Инь, Инь, под номером 61 (не забывайте, что черты располагаются снизу вверх).

Таким образом, справившись по тексту И-цзин, мы заключаем, что ответом на вопрос оракул выдал комбинацию, в которой «Изобилие» молодеет до «Внутренняя правда», посредством первой черты, афоризм к которой и следует использовать для прояснения ситуации. В данном случаи, афоризм который следует рассматривать как ответ на вопрос звучит следующим образом – «Встретишь подобного тебе хозяина. Даже если (ты) равен (с ним), хулы не будет. (Если) отправишься, будет награда» (афоризм к первой черте гексаграммы 55).

 

Рассматриваемые в качестве ответа на вопрос афоризмы помешаются в подразделах глав приписанных к старым гексаграммам.

 

Собственно говоря, текст Канона Перемен подразумевает, что в полученной в результате гадания гексаграмме будет только одна старая черта. Это продиктовано тем, что традиционные способы получения гексаграмм несколько отличаются от ныне используемых и описанных здесь.

То есть, в И-цзин в виде афоризмов и подразделов к гексаграммам зафиксировано только 384 возможных изменения, то есть когда каждая гексаграмма изменяется до одной из шести других гексаграмм посредством молодения одной черты. Система Перемен позволяет проследить 4032 изменения, когда каждая из 64-х гексаграмм может помолодеть до любой из оставшихся 63-х, то есть в самом тексте зафиксировано менее десятой части всего мантического потенциала. Что бы использовать всю мощь интерпретационных возможностей системы И-цзин, следует более глубоко изучать и саму систему и классические инетерпретаторские традиции.

 

Это досадное «недоразумение» можно обойти несколькими способами, даже не будучи опытным гадателем. Предложу два способа.

Первый – попытаться понять суть ответа оракула через сопоставление смыслов старой и молодой гексаграммы, то есть, постараться проследить динамику развития ситуации и из этого утвердиться в ответе на поставленный вопрос.

Второй способ более длительный, но оставляющий меньше степеней свободы в интерпретации ответа. Если выпало несколько старых черт, то можно попытаться преобразовать это сложное изменение в несколько простых, то есть, расчленить один процесс на несколько по числу старых черт.

Например, если старыми выпали вторая и третья черты, то можно взять старую гексаграмму, принять что в ней меняется только вторая черта, получить промежуточную молодую, при этом прочитав соответствующее предсказание ко второй черте старой гексаграммы. После этого промежуточную гексаграмму принять за старую и произвести в ней изменение третей черты, при этом приняв предсказание в третей черте промежуточной гексаграммы. В итоге получится молодая гексаграмма указанная в изначальном варианте ответа оракула. После чего следует по смыслу объединить два полученных афоризма в единое предсказание.

Строго говоря, если присутствует несколько старых черт, и был выбран вариант разбиения превращений гексаграммы на этапы, то очерёдность этапов немаловажна для правильной интерпретации, и тут опять же можно уповать только на опытного гадателя.

(впрочем, способов молодения гексаграммы существует только 63, так что можно было бы и описать их, но это не входит в формат и тему статьи)

 

Предсказания И-цзин и его рекомендации во многом афористичны, в зависимости от вопроса они могут принимать совершенно разнообразные окраски.

Получив гексаграмму, и выбрав в соответствии с этим приписанные афоризмы, следует вспомнить суть вопроса и постараться принять аналогии на которые подталкивает оракул. Кроме возможно непонятных афористичных высказываний, подразделы содержат и мантические формулировки, такие как «Счастье» или «будет Раскаяние» или «Несчастье» или «благоприятна Стойкость». Если всё же ответ не совсем ясен, то следует ещё раз перебрать в голове возможные варианты развития событий (о желательном наличии которых я уже говорил выше) и попытаться найти в ответе какое-то указание на один из имеющихся вариантов.

 

Если же ничего не помогает, и попытки понять ответ оракула не приводят к положительным результатам, то следует либо выбрать иную систему предсказаний, либо обратиться к специалисту в гадании по И-цзин, либо углубиться в познание традиционных техник предсказания и расчёта судьбы по И-цзин (которые, к слову сказать, коренным образом отличаются от изложенных в данной статье).

 

Ниже я постараюсь пояснить только суть самих гексаграмм (афоризмов к гексаграммам), поскольку пояснение изменений связанных с изменениями черт (афоризмов к чертам) – это большой авторский труд, по значимости не подходящий под формат статьи. Полный же текст перевода Канона Перемен можно найти в сети или в виде полиграфического издания (в виде книги на бумаге).

 

 

1. ЦЯНЬ. Творчество (Усилие Небес, Активное Усилие, Энергичность … в скобках представлены варианты перевода названия гексаграммы).

Изначальное свершение: благоприятна стойкость.

Данная гексаграмма символизирует любое начало деятельности, и тот момент, когда масса мелких вещей ещё не встаёт преградой для творчества любого сорта. Это то состояние, когда возможно Всё.

 

2. КУНЬ. Исполнение (Уступчивость).

Изначальное свершение: благоприятна стойкость кобылицы. Княжичу есть куда выступить. Выдвинется (он) - заблудится, последует - обретет господина. Благоприятно: на юго-западе приобрести друзей, на юго-востоке утратить друзей. (Пребудешь) спокойно в стойкости - (будет) счастье.

Данная гексаграмма указывает на момент реального появления вещи, то есть это миг когда цель достигается, когда роды свершаются, когда любой творческий процесс выражается в некоем результате. Это символ полноценного существования любой вещи, это исполненность приписанными качествами, это полное принятие любого импульса и любого действия обращенного в её сторону.

 

3. ЧЖУНЬ. Начальная трудность (Затруднение, Непроводимость, Стяжательство).

Изначальное свершение: благоприятна стойкость. Незачем иметь, куда выступить. Благоприятно для возведения князей.

Здесь описывается начальный момент развития, рекомендуется в данном случаи разрабатывать идеи и обдумывать схему последующих действий (так же чётко как структуру государства, когда оно разделяется между мелкими князьями). Это символ слабости на первом этапе, когда собственных сил ещё не достаточно, и помощи ждать неоткуда.

 

4. МЭН. Недоразвитость (Невежество, Неученость, Неопытность, Незрелость).

Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию - возвещу; повторное и третье - смутит. Раз смутит - не возвещу. Благоприятна стойкость.

Гексаграмма описывает состояние устойчивого негативного оттенка, когда не происходит развитие в силу близости к развитому. Это символ юношеского нежелания учиться. Рекомендуется отсекать такого рода паразитизм, и принуждать застоявшиеся в этом состоянии ситуации к развитию.

 

5. СЮЙ. Необходимость ждать(Предвкушение, Ожидание, Выжидание).

Обладай правдой. (Тогда) блеск (ее) разовьется, и стойкость будет к счастью. Благоприятен брод через великую реку.

Говорится о ситуации когда попытки дальнейшего развития приведут к краху. От того следует переждать пока ситуация изменится, рекомендовано предаться отдыху, и не позволять данным обстоятельствам утвердить плачевность состояния. Это символ празднования победы под стенами осаждённого города, хотя осаждающие войска неспособны захватить город. Это ожидание подкрепления, это надежда на упадок марали защитников, это взятие измором.

 

6. СУН. Тяжба (Конфликт, Ссора, Спор).

Обладателю правды - препятствие. С трепетом блюди середину - к счастью. Крайность - к несчастью. Благоприятно свидание с великим человеком. Не благоприятен брод через великую реку.

Символом является спор или судебное разбирательство. Рекомендовано "сыграть в ничью". Утверждается, что в такой ситуации невозможно выиграть, любая развязка будет в той или иной степени проигрышна. Всякая подобная ситуация должна приводить к переоценке начальных этапов и действий на них.

 

7. ШИ. Войско (Мобилизация, Полководство).

Стойкость. Возмужалому человеку - счастье. Хулы не будет.

Символом гексаграммы является умелый полководец. Описывается ситуация, когда собираются разные люди, представляющие собой толпу или скопище. Только умелый и талантливый человек способен толпу превратить в стройную структуру, и управлять ею. Рекомендуется для руководства подбирать подходящего человека, и только под его власть собирать людей.

 

8. БИ. Приближение (Сближение, Выравнивание, Взаимопомощь, Поиск поддержки, Близость).

Счастье. Вникни в гадание. Изначальная вечная стойкость. Хулы не будет. Не лучше ли сразу прийти? Опоздавшему - несчастье.

Описывается ситуация когда следует сгладить явные перекосы, совместить расходящиеся части. Символом является породнение семей глав держав, дабы родственные связи сравняли территориальные различия, и политические претензии. Рекомендовано укреплять связи с дальними частями, а так же выравнивать их положение и весомость.

 

9. СЯО ЧУ. Воспитание малым (Накопление малого, Задержка в малом, Накопление по малу, Малое воспитание).

Свершение. Плотные тучи - и нет дождя; (они) - с нашей западной окраины.

Описывается ситуация постепенного накопления, когда разовое приобретение невозможно. Символом является культурный рост, который возможен только на основе предыдущих достижений и является постепенным. Рекомендуется наблюдать постепенные процессы и оценивать каждый этап в них, а так же поддерживать накопление по малу.

 

10. ЛИ. Наступление (Поступь, Поведение, Стать, Ступание, Поступок).

(Наступи на) хвост тигра; если не укусит тебя - свершение.

Описывается важность правильного поведения, поведения соответствующего положению. Рекомендовано так планировать свои поступки, что бы они не шли в разрез с положением (статусом) действующего. Утверждается что правильное поведение способно даже предотвратить агрессию тигра.

 

11. ТАЙ. Расцвет (Согласованность, Мир, Процветание, Гармоничность, Взаимопроникновение, Процветание).

Малое отходит, великое приходит. Счастье, развитие.

Описывается наилучшее сочетание высших и низших идей, когда всякий низкий интерес в этом сочетании удовлетворяется, а высокий - имеет возможность развиться. Рекомендуется придерживаться данного состояния.

 

12. ПИ. Упадок (Несогласованность, Застой, Дисгармония).

Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости. Не благоприятна благородному человеку стойкость. Великое отходит, малое приходит.

Описывается такая ситуация, и такое совмещение интересов, когда любое проявление низкого интереса вызовет разрастание этого интереса, и когда любое проявление высоких идей приведёт к их затуханию. Рекомендуется не выражать высоких интересов, поскольку всякие усилия сведут их на нет. Рекомендовано не выражать низких запросов, поскольку любое их удовлетворение приведёт к увеличению такого рода запросов.

 

……………..

 

ой, что-то я переоценил свои способности в продолжительном изложении… :))))

 

за сим раскланиваюсь, ибо надоело … :)))

Автор: Runables -- 9.9.2002 | 14:45 (MSK)


Завхоз: Magistr (c) 2000 - 2001



Боевая магия
Будь здоров
Восточная магия
Карма
Медитации
Ментал
Наговоры и заклятья
Отчёты
Практическая магия
Природная магия
Руническая магия
Случайные совпадения
Сновидения
Творчество
Философия
Фотоматериалы
Эксперимент